Медиапоэзия есть «синтетическая форма современного искусства, сочетающая в себе поэтический текст и медиа». Как однажды сказал канадский культуролог Маршалл Маклюэн, «The medium is the message» — «средство передачи сообщения само является сообщением». Так, в случае медиппоэзии поэзия «перестаёт быть только словом, но становится событием, передать которое теперь невозможно просто на бумаге.

В соответствии с исследованием Дацко А.О «Медиапоэзия как синтетический вид современного поэтического творчества» (2018), в рамках медиапоэзии можно говорить о симбиозе:
  • поэзии и визуального ряда (видеопоэзия);
  • поэзии и звуков (саундпоэзия),
  • поэзии и мультипликации (флэш-поэзия);
  • поэзии и компьютерных/интернет-средств (трехмерная поэзия, 4D-поэзия);
  • поэзии и пространственных измерений (голографическая поэзия);
  • поэзии и биологии (биопоэзии);
  • поэзии и социальных сетей (твитер-поэзия, инстаграм-поэзия)
Медиапоэзия
«Радиостена» текст-группы Орбита
«Поэт может написать стихотворение на листе бумаги, а может его прокричать в кастрюлю, если это поможет поделиться его замыслом» Дарья Петрова, исследователь медиапоэзии и основатель фестиваля «101. Поэтика цифровых технологий»
«Карта поэтических действий»
Артур Пунте. Поэзия в интерьере. Объект № 3: «Координаты удачи и достижений…»


Рэп-поэзия
В наше время в России по поводу рэп-поэзии мнения традиционно делятся на два лагеря. Первое: рэп — это не поэзия. Например, Яков Жарской подчёркивает, что современный русский рэп поэзией не является,
но с некоторыми оговорками —«то есть, технически, конечно же, да— слова там рифмуются, ритм, все дела;
но это не дает человеку чего-то большего, чем развлечение и доступ к простым эмоциям (грустный рэпчик, пафосный рэпчик)
». То есть Я. Жарским рэп рассматривается не как новая форма поэзии, а как нечто переходное, из чего в дальнейшем может расцвести либо настоящая музыка, либо настоящая поэзия.
«Книги делятся мнением, мнения сеют сомнения. От сомнения лень, а от лени веет забвением»
Существует и другая позиция: конечно, рэп — это поэзия. Эту точку зрения поддерживают шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель и поэт-исследователь Виктор Куллэ. М. Визель подчёркивает, что «любой человек, пишущий стихи, не равноценен любому другому человеку, пишущему стихи — но это разговор внутри поэзии, а не борьба поэзии с чем-то чужеродным, пытающимся ее захватить.» Он отмечает, что «хайповость», неоднозначность и непринятие рэпа как однозначной поэзии — это явление не новое, с подобным же отношением общество раньше принимало те произведения, которые сейчас считаются классикой: «выход «Руслана
и Людмилы» Пушкина разочаровал (по)читателей классических од Сумарокова и Державина. Первые символистские стихи Брюсова и Бальмонта вызвали бешеное возмущение ревнителей «пушкинской лиры».
А футуристы уже сознательно «продюсировали» скандалы и хамили символистам
.»

Говоря о сущности рэп-поэзии, отмечают, что для рэпера важна текстуальная основа — в рэпе важна подача текста, в этом этом он имеет тесный контакт с обычным чтением стихов. Кирилл Молоков, автор исследования «Рэп как альтернативная форма современной поэзии», называет ритм краеугольным камнем рэп-поэзии, но подмечает, что «в текстах отсутствует строгая система рифмовки, метрики и стихосложения, что в какой-степени сближает [их ]структуру с верлибром. ... Иными словами, рэп-текст представляет собой нечто среднее между верлибром и каноничной европейской лирикой»


(Oxxxymiron, "Не от мира сего")
«В комментариях к клипу многие признались, что «Почитай старших» действительно мотивирует их читать больше. Кто-то заново открыл для себя Мандельштама (...а кто-то и впервые!) Что ж, это очень круто! А я вот решил перечитать знаменитое руководство Маяковского по стихосложению»
«Если вы спрашиваете, поэт ли я, то нет, поэтом я себя тоже не считаю. В первую очередь я раб музыки. А в стихах чувствую себя графоманом. Это когда человек слово использует ради слова. Хотя... в этом есть своя эстетика, много людей именно такую поэзию любят, им нравится нагромождение абсурда. С другой стороны, бывает, что графоманство прослеживается и в идеальных рифмах, где всё красиво, но нет настроения.»
Noize MC
(@noizemc)
Баста
(@bastaakanoggano)

«Сейчас я выпускаю песню, к этой песне выпускаю рассказ в виде прозы, запускаю это все на интерактивное размышление, это уже, как минимум, культурные переплетения, особенно когда они в открытом арт-пространстве происходят, и есть та самая реляция, про которую я говорил. То есть, искусство — это взаимодействие не обязательно художника со зрителем, это взаимодействие жанров»
Pyrokinesis (@andrushapyro)
Стишки-пирожки
Как утверждает Википедия, пирожок — малый поэтический жанр, сформировавшийся в 2003 году; законченное четверостишие БЕЗ рифмы, БЕЗ больших букв (только строчные), БЕЗ знаков препинания, и только одного стихотворного размера - ямб. Также для пирожков характерны некоторые стилистические и сюжетные приёмы:

• пирожок не может быть банальным, он должен волновать;
• все буквы написаны одинаковыми шрифтом, цветом, размером;
• цифры прописываются словами;
• используется только кириллица;
• мат допускается, если он добавляет произведения смысла и играть роль средства художественной выразительности;
• персонажей обычно называют только по именам;
• большинство пирожков содержит иронию и нередко чёрный юмор, но в умеренных, "добрых" пределах.
Первые пирожки появились на сайте stih.ru, ответвлении сайта hokku.ru (ныне недоступном). В 2003 году Владислав Кунгуров (al cogol) опубликовал на сайте несколько четверостиший. Они были написаны белым четырёхстопным ямбом, без прописных букв и знаков препинания. Цикл «Пирожки», в том числе потому, что многие из них были о еде.
мой дядя самых честных правил
когда не в шутку занемог
четыре трупа возле танка
дополнят утренний пейзаж
порой бывает человека
сложнее выбрать чем арбуз
смотреть на попку неприлично
по голове нельзя стучать
Через два года в «Живом Журнале» появилось сообщество, посвящённое пирожкам. С этого момента пирожки начали завоёвывать популярность среди читателей. В настоящее время в интернете пирожки публикуются на отдельном сайте perashki.ru, в «Живом Журнале» и многих других источниках, в том числе в социальных сетях - наиболее популярная пирожковая группа «Пирожки+» в социальной сети «ВКонтакте» в конце 2019 года насчитывала 540 тыс. подписчиков.
Видеопоэзия
Это, как указывает М. Вдовик, «вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд
и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся». По мнению Дацко А.О, «данный феномен имеет общие черты с короткометражным фильмом и с музыкальным клипом, однако… в видеопоэзии визуальный ряд, преимущественно, не является доминирующим, привносит дополнительный смысл».

При создании поэтического видеоклипа могут быть использованы следующие приемы:
  • появление в кадре самого автора, декламирующего стихотворение;
  • построение композиции при помощи компьютерной графики или мультипликации;
  • озвучивание визуального ряда (или субтитры);
  • применение техники «ready made».
    Видеопоэзию также называют поэтроникой, поэтическим видео, медиапоэзией, видеовизуальной или кинопоэзией,
    в зависимости от длины и содержания ролика
    и использованных технологий. Она часто выделяется как поджанр медиапоэзии, а иногда и вовсе не воспринимается как форма поэзии.
    Ты учил меня - видеопоэзия - Лансере /стих/
    Видео клип на стихотворение Наталии Лансере "Ты учил меня". Музыка Наталии Лансере, читает Егор Лансере
    "Песенка, услышанная во сне", Чемоданов

    "Свобода", Толкачева, Некрасов


    Кибер-поэзия
    Кибер-поэзия — это стихотворные произведения, которые пишутся нейронными сетями, программами, искусственным интеллектом; «стихи из машины». Для написания таких стихов был создан специальный сайт — Кибер-Пушкин. Объяснение алгоритма приводит сам автор, Дмитрий Кравчук:

    «Я придумал достаточно простой алгоритм для поиска рифмы. Специальный скрипт-червь ищет на различных сайтах и прочитывает большое количество стихов, превращая их в стихомассу — набор идущих подряд строк. Далее внутри этой стихомассы ищутся рифмы — только в соседних строках или строках, следующих через одну. Если количество слогов и гласная в последнем слоге совпадает, то считаем, что нашли рифму. После нахождения рифмы берем по последнему слову из рифмующихся строк и помещаем их в специальный «индекс рифмы» — переваренную стихомассу. Теперь, когда пользователь запросит у нас первое из пары рифмующихся слов, мы выдаем ему второе в качестве рифмы — и наоборот. Конечно, выбранный критерий рифмы дает много осечек из-за того, что не учитываются ударные слоги и некоторые другие аспекты: примерно 10-20% — нерифмующиеся слова. Но 80-90% — это же неплохой результат!»



    Наступила ночь,
    Рассыпались звезды..
    Ты прогонишь прочь,
    Восковые слезы

    Они текут не слышно,
    Ты меня любишь...
    На дворе предушно,
    Не хочешь так жить?


    С таким электронным помощником любой человек способен написать свой собственный стих. Именно этим и занялась редактор журнала «Хакер»: «Я испробовала помощник поэта на себе в 2001 году от недостатка вдохновения. Получился такой стишок:













    Каждые две вторые строчки подобраны помощником поэта. А бессмыслица, видимо, только сыграла ему на пользу. Стихотворение я разместила на своей страничке на stihi.ru, и так и назвала его «Помощник поэта»
    Но похоже, никому не было дело до того, как оно было написано. Несмотря на получившуюся полную белиберду, несколько человек в комментариях тут же принялись рассуждать, хотели бы они так жить или нет, быть им или не быть моим помощником
    .» После таких метаморфоз критики сошлись на том, что «кибер-поэзия гениальна, но все же столько лабуды»

    Цифровая поэзия
    Цифровой век принес с собой цифровую поэзию — стихи, записанные цифрами, числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения. Они расположены где-то около между стихами и музыкой, ведь здесь нет слов и готовых образов — логика и эмоции строятся на ритме.

    Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их обязательно надо читать с выражением и вслух.
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревоге шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.

    А.С. Пушкин,
    «К Анне Керн»
    Цифровой
    вариант
    511 16
    5 20 337
    712 19
    2000047
    3 1512
    16025
    11 0 3 15
    100006 0 23
    С.А. Есенин,
    «Письмо к женщине»
    Вы помните, Вы всё, конечно, помните,
    Как я стоял, приблизившись к стене,
    Взволнованно ходили вы по комнате
    И что-то резкое В лицо бросали мне.
    Любимая! Меня вы не любили.
    Не знали вы, что в сонмище людском
    Я был как лошадь, загнанная в мыле,
    Пришпоренная смелым ездоком.
    14 126 14
    132 17 43…
    16 42 511
    704 83
    170! 16 39
    514 700
    142 612 349
    17 114 02
    Цифровой
    вариант
    Информационный центр в случае с поэзией новых форм зачастую смещён — если раньше им являлось слово, то теперь оно делит пьедестал со средствами медиа. Интеграция медиа в структуру поэтического текста позволила расширить и инструментарий автор, и границы самого понятия поэзии. Это также привело к многоуровневому прочтению поэтического текста, ведь, как отметил Р. Ленхем, «слияние литературы и живописи в одном произведении приводит к качественному изменению прочтения текста, который начинает рассматриваться как картина»
    This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
    Create a website