Тенденции развития интернет-поэзии
Феномен интернет-поэзии связан с понятиями цифровизации, переходом с аналога на цифру, явлением цифровых трансформаций и оцифрованного искусств. Литератор и член Союза писателей Москвы и русского ПЕН-клуба Е. Степнов вовсе считает, что главным отличием литературного процесса нашего времени является наличие Интернета. Он подчёркивает, что интернет – сеть глобальная, поэтому «тенденции глобализации коснулись и литературного процесса, который активно перемещается во всемирную паутину».

Из статьи о влиянии интернета на поэзию в «Новой газете» можно судить о том, как резко изменилось искусство, подстроившись под общество, и о новой цели авторов: «Интернет требует яркой подачи информации с картинками и песенками; стихи требуют концентрации. Когда единственным показателем успеха становится охват аудитории, количество лайков и репостов, оригинальность отходит на второй план. А на первый выходит понятность и краткость».

Плюсы и минусы
Tilda Publishing
С одной стороны, подобная свобода помогает авторам самоидентифицировать себя как поэтов и найти своих читателей. С другой, анализ отзывов и непосредственно произведений поднимает вопрос о спорном их качестве - свобода, которой располагают поэты в интернете, для многих людей ставит под сомнение сам феномен поэзии как элитарного искусства коим она являлась большую часть своего существования. Из этого следует, что:

  • интернет даёт уникальную возможность делиться стихами. Он позволяет создать комфортную среду для самовыражения и чтения.
  • интернет уничтожает критерий «правильной» поэзии, стирает границы между жанрами, формами и поэтами разного «ранга». Возникновение новых форм можно назвать ещё и очередным путём отдаления поэтов от штампов прошлого и желание найти собственное направление.
Мнения исследователей
Tilda Publishing
Мнения исследователей по этому поводу разнятся. Например, Е. Абдуллаев подчёркивает, что «в этой бескорыстности и бесплатности профессиональный поэт (и даже известный) абсолютно уравнен со стихотворцем-любителем». Я. Шенкман же в журнале «Арион» (№ 3/2001) уточняет, что «интернет не просто очередное техническое новшество, а культурный феномен... Он не просто делает литературный процесс интенсивней и разнообразней, не только позволяет поддерживать связь с читателем и чувствовать себя независимым от консервативных литературных кланов, контролирующих бумажные журналы».

Интернет-стихи, учитывая опыт прошлых лет, критиковать сложно — это «новое» просто не может стоять в одном ряду со «старым». Как и ранее, поэзия продолжает отражать действительность, просто используя более актуальные способы. Несмотря на явное отличие формы, содержание резко не меняется. Интернет-стихи говорят о насущных проблемах общества, соответствуют трансформации жизни, являют собой возможность ее многогранного рассмотрения — в рамках той реальности, в которой мы сейчас существуем, то есть цифровой.

Это подтверждает шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель. Он отмечает, что «хайповость», неоднозначность и непринятие этой поэзии — это явление не новое, с подобным же отношением общество раньше принимало те произведения, которые сейчас считаются классикой: «выход «Руслана и Людмилы» Пушкина разочаровал (по)читателей классических од Сумарокова и Державина. Первые символистские стихи Брюсова и Бальмонта вызвали бешеное возмущение ревнителей «пушкинской лиры». А футуристы уже сознательно «продюсировали» скандалы и хамили символистам
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website